Запись к врачу
Московская область
Ваш регион Московская область?
Войти

Афазия

Опубликовано: 4 августа 2021Время на прочтение: 8 минутКомментарии
Афазия – лечение, симптомы, причины болезни, первые признаки

Автор материала

Клинический психолог, Патопсихолог
Стаж: 7 лет
Образование: 2009 г. – Сибирский федеральный университет, специальность «Психология» 2012 г. – Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, специализация по клинической психологии. Професиональные навыки: Специализируется на дифференциальной диагностике психических расстройств, коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Владеет навыками проведения психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции. О себе: В своей работе придерживаюсь принципов открытого диалога и разделения ответственности. Считаю, что достижение положительного результата в диагностике, консультировании или терапии возможно только при сотрудничестве врача и пациента.

Описание

Афазия – неврологическое расстройство, при котором наблюдается нарушение речи, обусловленное локальным поражением в коре больших полушарий головного мозга. Сопровождается частичной либо полной утратой способности говорить, понимать чужую речь, читать, писать. Формы и степени тяжести данного патологии вариабельны: от легких затруднений в произношении до невозможности воспроизводить звуки, поэтому стоит говорить о группе афазических расстройств. В МКБ-10 они представлены в двух разделах: R47.0 «Дисфазия и афазия» («Нарушения речи, не классифицированные в другихрубриках»), G31.0 «Прогрессирующая изолированная афазия» («Дегенеративные болезни нервной системы»).

Афазия является системным нарушением речи, влияющим на другие психические процессы: память, внимание, мышление. Больше всего страдает коммуникативная сфера, в результате чего ухудшается социальная адаптация. Людям с тяжелыми формами афазий необходимо оформление инвалидности. Распространенность всех форм афазий неизвестна, но среди лиц, перенесших инсульт, их частота достигает 38%. В группе риска находятся пожилые люди.

Афазия развивается вследствие органического повреждения областей коры головного мозга, вовлеченных в речь. При праворукости нарушение способности говорить провоцируется поражением зон левого полушария, а при леворукости – очагами в правом полушарии или в обеих сразу. Ранее считалось, что афазические расстройства возникают лишь при очагах в центре Брока либо в области Вернике – в полях, ответственных за речевую функцию. Последние исследования доказывают, что принципиальным является провождение проводящих путей, объединяющих зоны коры. Именно соединительные тракты из белого вещества обеспечивают взаимодействие речевых центров и их функционирование в виде сети. Клинические наблюдения подтверждают данную теорию, так как у лиц с поражением центра Брока, но с сохранными проводящими путями афазии нет.

Причинами вторичного афазического расстройства являются:

  • ишемические и геморрагические инсульты;
  • новообразования в головном мозге;
  • черепно-мозговые травмы;
  • операции на головном мозге;
  • воспалительные патологии (энцефалиты, менингиты, абсцессы);
  • неврологические заболевания (эпилепсия, болезнь Альгеймера, рассеянный склероз, болезнь Пика);
  • тяжелые интоксикации (отравление металлами, алкоголем, наркотическими веществами, ядами);
  • врожденные и хронические дефекты головного мозга.

В конце ХХ века стало известно о существовании отдельной формы речевого нарушения – о прогрессирующей афазии, которая является первичной по происхождению, то есть не обусловленной другими заболеваниями или травмами. В первые данная форма расстройства была описана в 1982 году. В основе первичной афазии лежит локальная атрофия речевых зон и проводящих путей коры больших полушарий головного мозга. Со временем у больных развивается когнитивный дефицит. Это свидетельствует о распространении атрофических процессов на соседние области.

Симптомы

Симптомы
Фото: theaphasiacenter.com

Проявления афазических расстройств многообразны, определяются их тяжестью и формой. Традиционно в отечественной неврологии выделяют четыре варианта афазий:

  1. Акустико-мнестическая. Снижается или полностью утрачивается способность сопоставлять объекты и обозначающие их слова. Появляются трудности с сохранением информации: понимание речи сохранено, но запоминание невозможно. Больные часто используют глаголы, строят из них целые предложения. Говорение эмоциональное, но смысл не всегда понятен окружающим.
  2. Семантическая. Нарушено запоминание и воспроизведение названий предметов. Больным трудно понимать сложные речевые конструкции, причинно-следственные связи, законы логики, обозначения времени и пространства в речи. Они буквально воспринимают пословицы и поговорки («золотые руки – руки, сделанные из золота»). Часто не могут различить значения разных форм слова (ушел, дошел, вышел). Восприятие письменной и устной речи сохранено, но ее воспроизведение недоступно.
  3. Сенсорная. Возникает абсолютное либо частичное нарушение восприятия речи на слух. Больные не понимают, о чем говорят окружающие люди и не могут прочитать текст вслух. Они разговаривают, используя слова, которые запомнили до болезни, но новые воспроизвести не в состоянии. Характерные симптомы: повторение одних и тех же слов или словосочетаний, ускоренный темп и несвязность речи. Критическое отношение зачастую нарушено: больные не понимают, что их говорение непонятно другим.
  4. Моторная. Существует несколько вариантов данной афазии, но все они объединены общим признаком: отсутствует активная устная речь.
  • Эфферентная моторная афазия. Нарушено воспроизведение звуков. Больные не могут легко переходить от одной фонемы к другой, иногда не используют предлоги, не меняют падежное склонение. Речь становится неконтролируемой, часто состоит только из бессвязного набора звуков, слогов и коротких слов. При тяжелом течении афазии утрачивается навык чтения в слух.
  • Афферентная моторная афазия. Основной признак – расстройство артикуляции. Больные не могут определить, какие мышцы и анатомические речевые структуры задействовать, чтобы произнести определенный звук. Они путают «с» и «з», «д» и «т», «в» и «ф» и другие схожие фонемы. При говорении переставляют местами и пропускают буквы, слоги и целые слова.
  • Динамическая моторная афазия. Нарушается плавность и интонационная структура речи. Характерно удлинение пауз между словами, отсутствие союзов и предлогов, измененный ритм, нечеткая артикуляция, неконтролируемое изменение громкости говорения. Как правило, больные отказываются от лишних бесед.

На практике изолированные формы афазий встречают редко. Чаще определяется смешение нескольких вариантов расстройства. При тотальной афазии возникает полная утрата способности говорить и понимать речь других.

Симптомы прогрессирующей первичной афазии нарастают медленно, на протяжении нескольких лет. В начале заболевания возникают легкие моторные нарушения, которые проявляются как заиканием, «спотыканием», речевыми паузами, изменениями темпа и скорости говорения.  В дальнейшем развиваются признаки грубой моторной или сенсорномоторной афазии. Обычно это происходит спустя 4-11 лет после дебюта болезни. Примечательно, что в первые годы при первичной афазии отсутствует какая-либо другая неврологическая симптоматика (в отличие от вторичных форм), но затем, по мере распространения атрофии в головном мозге, изменяются рефлексы, возникают парезы.

Диагностика

Диагностика
Фото: fito-shkola.ru

Диагностикой афазий занимаются неврологи, нейропсихологи, психиатры, врачи функциональной диагностики. Обследование пациентов происходит поэтапно:

  1. Сбор анамнеза. Невролог уточняет сведения о больном: возраст, род деятельности, наличие органических поражений головного мозга, симптомы нарушения речи. Иногда требуется дополнительная консультация психиатра, чтобы исключить психотические расстройства, различить признаки афазии и бред.
  2. Неврологический осмотр. Проводится оценка неврологического статуса пациента, выявляются изменения рефлексов, движений, чувствительности. В большинстве случаев вместе с признаками афазии имеются другие неврологические симптомы, характерные для определенного заболевания.
  3. Нейровизаулизирующие исследования. Компьютерная и магнитно-резонансная томографии подтверждают или опровергают наличие очагов поражения в головном мозге (инфаркты, кровоизлияния, объемные образования).
  4. Нейрописхологическое тестирование.  Выполнение батареи проб позволяет определить тип и выраженность афазии, исключить дизартрию и дефицит навыка письма как основу нарушений речи. Нейропсихологическая диагностика обнаруживает тонкие уровни речевой дисфункции, необходима для составления плана лечения и оценки потенциала восстановления. В арсенале специалистов множество диагностических комплексов, определяющих наличие афазии и ее форму (например, «Западный блок тестов»).  При выполнении проб оцениваются следующие функции:
  • Спонтанность речи. В беседе отмечается беглость говорения, количество и разнообразие слов, способность инициировать высказывание, наличие ошибок, продолжительность пауз, сложности в подборе слов, сомнения.
  • Номинативная функция. Больным необходимо назвать предметы. При затруднениях называния они начинают многословно их описывать, например, через функции (ботинок – «то, что вы надеваете на ноги»).
  • Повторное воспроизведение. Психолог произносит фразу и просит ее повторить. Пробы выполняется от простых речевых конструкций к сложным.
  • Понимание речи. Пациентам необходимо указать на предметы, которые называет специалист, выполнить простые и сложные инструкции, ответить на вопросы «нет» или «да».
  • Письмо, чтение. Задание заключается в том, чтобы написать любую фразу и зачитать ее вслух. Оценивается способность понимать, произносить и писать под диктовку.

Лечение

Лечение
Фото: medicina.ru

Терапия афазий длительна, проводится специалистами разных направлений. При составлении плана лечения учитывается несколько факторов:

  • возможность восстановления речевых нарушений;
  • степень тяжести речевого расстройства;
  • характер течения и формы афазии;
  • происхождение, давность возникновения расстройства;
  • сохранность других когнитивных функций;
  • обширность органического поражения мозга;
  • возраст пациента, его преморбидные особенности.

Лечение, как правило, консервативное. Хирургическое вмешательство при лечении афазий требуется лишь в случаях опухолей и иных новообразований. Для устранения речевых нарушений применяются:

  1. Коррекционные занятия. Их проводит психолог или логопед. Пациента обучают утраченным навыкам таким как выделение и произношение звуков, соотнесение и называние предметов, ответы на вопросы жестами и словами, выполнение простых действий по инструкции. Дополнительно проводится артикуляционная гимнастика, выполняются упражнения на развитие памяти. Процесс коррекции речевых нарушений занимает от полугода до нескольких лет. Задачи постепенно усложняются.
  2. Лекарственная терапия. Выбор препаратов зависит от основного заболевания, симптомом которого является афазия. Наиболее часто пациентам назначаются ноотропы – лекарства, способствующие восстановлению нервной ткани. Они усиливают поступление кислорода и питательных веществ к клеткам.
  3. Физиотерапия. Показана ЛФК, массаж, магнитная терапия, водные процедуры. Основная цель физиотерапии при афазии – ускорить процесс восстановления функций нервной системы, уменьшит неврологическую симптоматику.

Прогноз

Применение разнообразных коррекционных методик коррекции речи в сочетании с приемом эффективных лекарственных препаратов приводит к высокому проценту восстановления речи у пациентов с афазиями. Большую роль в положительном результате играет мотивация к выздоровлению, готовность регулярно заниматься со специалистом на протяжении долгого времени.

Наибольшую сложность представляют пациенты, у которых затруднено восприятие и понимание речи. Продолжительность реабилитации увеличивается, так как больные не способны осознать наличие дефекта речи.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Источники


  1. Кадыков А. С., Калашникова Л. А., Шахпаронова Н. В., Кашина Е. М., Егорова А. В., Пильщикова И. К. Первичная прогрессирующая афазия // Нервные болезни. 2005. №4.
  2. Святская Е.Ф., Ходаковская Т.М. Комплексная ранняя реабилитация афазий // Здоровье для всех. 2009. №2.
  3. Астаева А. В., Епанешникова Н. В. Нейропсихологическая характеристика нарушений речи при острых нарушениях мозгового кровообращения и проблемы их классификации в отечественной и зарубежной нейропсихологии // Психология. Психофизиология. 2012. №6 (265).
  4. Щербакова М. М., Котов С. В. Методика скрининг-диагностики больных с афазией // Consilium Medicum. 2015. №2.
  5. Щербакова М. М., Котов С. В. Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления // Альманах клинической медицины. 2014. №31

Ваши комментарии о симптомах и лечении

Чтобы оставить свой комментарий о симптомах или лечении, необходимо Войти
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter