Запись к врачу
Московская область
Ваш регион Московская область?
Войти

Алалия

Опубликовано: 19 августа 2021Время на прочтение: 8 минутКомментарии
Алалия – лечение, симптомы, причины болезни, первые признаки

Автор материала

Клинический психолог, Патопсихолог
Стаж: 7 лет
Образование: 2009 г. – Сибирский федеральный университет, специальность «Психология» 2012 г. – Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, специализация по клинической психологии. Професиональные навыки: Специализируется на дифференциальной диагностике психических расстройств, коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Владеет навыками проведения психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции. О себе: В своей работе придерживаюсь принципов открытого диалога и разделения ответственности. Считаю, что достижение положительного результата в диагностике, консультировании или терапии возможно только при сотрудничестве врача и пациента.

Описание

Алалия – расстройстворечевого развития, которое проявляется нарушением восприятия и/или воспроизведения слов и предложений. Возникает вследствие локального либо диффузного поражения головного мозга. При моторной алалии отсутствует экспрессивная речь, но понимание других людей не затруднено. Сенсорная алалия характеризуется неспособностью воспринимать и понимать обращенную речь. В МКБ-10 все виды данного расстройства отнесены к группе «Специфические расстройства речи и языка» F80.

Алалия – тяжелый дефект речи. Дети с данным нарушением не овладевают речью самостоятельно и поэтому их общение весьма ограничено. Часто они не могут полноценно разговаривать к началу школьного обучения. Чтобы освоить язык, им нужна помощь логопедов, дефектологов, психологов. При алалии страдают не только языковые функции. Изменяется поведение, эмоциональная сфера, познавательная деятельность. Вследствие этого формируется задержка психического развития, становится невозможной социализация ребенка в обычных детских садах и школах.

Распространенность алалии среди детей дошкольного возраста составляет 1%. Благодаря работе логопедов и психологов у младших школьников этот показатель снижается до 0,2-0,6%. Установлено, что мальчикам диагноз устанавливается вдвое чаще, чем девочкам.

Выделяют три вида алалии: моторную, сенсорную и сенсомоторную (смешанную). Моторная алалия проявляется нарушением формирования экспрессивной речи – способности говорить, строить высказывания, отвечать на вопросы. Вторично оказываются нарушенными речевой праксис и артикуляция. Но сохраняется способность понимать речь окружающих. В основе данного нарушения чаще лежит очаговое поражение головного мозга, реже - диффузное.

При сенсорной алалии страдает импрессивная речь – способность понимать окружающих. Слух у таких детей сохранен, но развивается вторичное недоразвитие экспрессивной речи. Нарушена способность анализировать звуки, создавать связь между слышимым словом и обозначаемым им предметом. Дети слышат других, но не понимают значения слов (слуховая агнозия). Основа сенсорной алалии – изменения в слуховом сенсорном речевом центре Вернике, в центре восприятия речи (в верхней височной извилине и в петле Гешля).

Причинами развития алалии могут стать различные неблагоприятные факторы, которые негативно влияют на работу речевых центров в головном мозге:

  1. Период беременности. Развитие алалии в будущем провоцирует хроническое кислородное голодание плода, болезни матери, воздействие токсинов (алкоголь, наркотики, никотин, яды, некоторые лекарства).
  2. Период родов. Риск нарушений речи возрастает, если у матери были затяжные либо стремительные роды, потребовалось наложение щипцов, вакуум-экстракция, ребенок родился с асфиксией.
  3. После рождения. В раннем возрасте причиной алалии могут стать травмы головы, инфекции нервной системы (менингит, энцефалит), тяжелые соматические болезни. Другая группа факторов имеет социальное происхождение: речевая депривация (отсутствие общения), госпитализм, билингвальные семьи.

Симптомы

Симптомы
Фото: therapy.com.mx

Клинические проявления алалии подразделяются на речевые (основные) и неречевые (дополнительные). На первый план выходят нарушения речи. При моторной алалии ее недоразвитие может быть глубоким, умеренным или легким. У детей с тяжелыми формами расстройства экспрессивная речь полностью отсутствует, лишь иногда возможно произношение отдельных звуков. При умеренной моторной алалии формируются отдельные слова и короткие предложения, а при легком варианте высказывания развернутые, но часто с ошибками, говорение заметно ухудшается в ситуации общения с несколькими людьми одновременно. Из-за недостаточного навыка речь становится чрезмерно лаконичной, скудной либо наоборот тавтологичной, многословной.

При моторной алалии наблюдаются нарушения лексики, грамматики и фонетики:

  • трудности в усвоении значений слов;
  • неправильное употребление слов;
  • замена слов, схожих по звучанию или смыслу;
  • неправильное использование всех частей речи, кроме существительных и местоимений;
  • отсутствуют предлоги и союзы;
  • неверно используется именное и глагольное управление;
  • ошибки в согласовании слов;
  • неправильное склонение слов по падежам;
  • глагольные формы заменяются инфинитивом;
  • нарушен порядок слов в предложении;
  • отдельные слова заменяются жестами и звукоподражаниями;
  • неспособность передать последовательность событий, явлений;
  • неспособность выделить главную тему беседы, рассказа;
  • затруднено правильное слияние звуков в слове;
  • звуки и слоги произносятся в неправильном порядке;
  • речевой поток замедленный, отсутствует плавность и ритмичность речи;
  • речь скандированного, фрагментарного характера.

У детей с моторной алалией возможны неврологические и психологические симптомы. В правой половине тела, особенно в руке, заметна слабо выраженная спастичность, парез, гиперкинезы и синкинезии (непроизвольные движения). Нарушение целенаправленности действий и движений, в том числе в артикуляционном аппарате. У большинства нарушена осанка и походка, имеется плоскостопие, нарушена координация движений, сокращен их объем. В целом дети с моторной алалией гиперактивны либо малоподвижны. Часто диагностируется леворукость, недоразвитие познавательных функций (внимания, мышления, памяти).

Симптоматика сенсорной алалии изучена меньше. Из-за того, что дети плохо понимают обращенную к ним речь, очень сложно отличить данное расстройство от тугоухости и аутизма. При тяжелой форме сенсорной алалии полностью отсутствует понимание чужой речи и реагирование на нее. Дети безразличны к любым речевым и неречевым сигналам. При более легких вариантах заболевания возможно понимание отдельных слов, которые часто используются в обиходе. Но если эти слова включены в структуру предложения, то ребенок не распознает их. Реже встречаются случаи, когда понять предложение легче, чем отдельное слово. Такие дети пытаются прислушиваться к речи, но их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются.

При сенсорной алалии значима ситуация, в которой происходит обращение к ребенку: если она знакома, то некоторые характерные высказывания понятны. Например, ребенок воспринимает фразу мамы «садись кушать», когда находится на кухне в собственном доме, но в кафе или в гостях эта же фраза становится непонятной. Иногда дети могут понять значение слов и фраз от окружающих после того, как проговорят их сами.

Речь детей с сенсорной алалией искажена или полностью отсутствует. При тяжелых формах отмечаются расстройства поведения: двигательной беспокойство, агрессивность, драчливость. При общении они активно пользуются жестами и мимикой, лепетом. Часто могут правильно воспринимать интонацию, не понимая слов. Постепенно у них появляются обрывочные слова, эмоциональные восклицания, не связанные с ситуацией. На следующем этапе развития употребление отдельных слов становится осмысленным, целенаправленным. Отмечается неуверенность ребенка в подборе и произношении слов, что проявляется стереотипными движениями рук, гримасничаньем.

Диагностика

Диагностика
Фото: superlogoped.com

Обследование детей с подозрением на алалию проводят психиатры, неврологи, отоларингологи (аудиологи). Дифференциальная диагностика предполагает различение двух форм алалий с умственной отсталостью, аутизмом, нарушениями слуха. Применяется следующий алгоритм исследований:

  1. Оценка неврологического статуса. Осмотр и консультация невролога необходимы для выявления неврологических симптомов, характерных для алалий (спастичность, легкие парезы, кинестезии), а также для исключения иных заболеваний, способных привести к недоразвитию речи.
  2. Консультация психиатра. Беседуя с родителем и ребенком, наблюдая за его поведением, врач оценивает сформированность речевых навыков, особенности поведения и эмоциональной сферы. Проводит дифференциальную диагностику алалий и аутизма.
  3. Психодиагностическое исследование. Клинический психолог проводит тестирование, в том числе невербальное, которое позволяет оценить уровень развития интеллекта, памяти, внимания и мышления, а также обучаемость ребенка. При алалиях внимание неустойчивое, истощаемое, часто выявляется легкое интеллектуальное снижение.
  4. Исследование слуха. Применяется метод аудиометрии и вызванных потенциалов. Результаты исследований необходимы для исключения нарушений слуха как причины речевого недоразвития.
  5. Электроэнцефалография. ЭЭГ выполняется с целью диагностики эпилептических приступов, не имеющих клинических проявлений.
  6. Нейровизуализирующие процедуры. МРТ головного мозга и КТ черепа, височных костей позволяют выявить патологии, спровоцировавшие алалию.

Лечение

Лечение
Фото: doctor-cardiologist.ru

Терапия при алалии проводится комплексно. Особенно значимо своевременное ее начало и регулярность, при таком подходе удается достичь значительного прогресса в развитии речи. Методы лечения подбираются индивидуально:

  1. Медикаментозная коррекция. Чаще всего детям назначаются ноотропы, а также биологически активные добавки, улучшающие обменные процессы в тканях головного мозга.
  2. Коррекционные занятия. Работа с логопедом, психологом и дефектологом нацелена на ускорение развития речи, а также интеллекта, мышления, внимания и памяти.
  3. Нейропсихологическая коррекция. Упражнения и игры, проводимые нейропсихологом, призваны улучшить межполушарное взаимодействие, стимулировать зоны, ответственные за речь и слухоречевое восприятие.
  4. Логопедический массаж. Логопед выполняет курс специальных массажей, улучшающих работу артикуляционной мускулатуры, которая участвует в произнесении звуков. Нормализация тонуса речевых мышц улучшает произношение.

Прогноз

Положительная динамика при алалии возможна, если распознавание болезни произошло в раннем возрасте (3-4 года), а лечение проводилось комплексно и систематически. Только при всестороннем коррекционном воздействии на речевую, интеллектуальную и психоэмоциональную сферу удается достичь адекватного формирования речи к 7-9 годам. У детей с тяжелыми формами алалий, когда понимание речи окружающих невозможно, прогноз менее благоприятен. Зачастую им необходимы специальные программы школьного обучения.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Источники


  1. Мадина Раимкулова Моторная и сенсорная алалия// Scientific progress. 2021. №2.
  2. Лукашевич Ирина Павловна, Парцалис Елена Михайловна, Перемячкина Светлана Юрьевна, Попова Софья Михайловна, Шкловский Study Of Виктор Маркович Исследование патогенетических механизмов алалии // Рос вестн перинатол и педиат. 2010. №5.
  3. Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики // Русский журнал детской неврологии. 2017. №4.
  4. Артемова Ева Эдуардовна, Малахова Ирина Викторовна Разработка дифференциальных условий обучения и воспитания детей с алалией // Universum: психология и образование. 2014. №2 (3).
  5. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1.

Ваши комментарии о симптомах и лечении

Чтобы оставить свой комментарий о симптомах или лечении, необходимо Войти
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter