Запись к врачу
Московская область
Ваш регион Московская область?
Войти

Детский аутизм

Опубликовано: 26 августа 2021Время на прочтение: 8 минутКомментарии
Детский аутизм – лечение, симптомы, причины болезни, первые признаки

Автор материала

Клинический психолог, Патопсихолог
Стаж: 7 лет
Образование: 2009 г. – Сибирский федеральный университет, специальность «Психология» 2012 г. – Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, специализация по клинической психологии. Професиональные навыки: Специализируется на дифференциальной диагностике психических расстройств, коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Владеет навыками проведения психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции. О себе: В своей работе придерживаюсь принципов открытого диалога и разделения ответственности. Считаю, что достижение положительного результата в диагностике, консультировании или терапии возможно только при сотрудничестве врача и пациента.

Описание

Ранний детский аутизм – психическое расстройство, которое характеризуется нарушением развития коммуникативной, перцептивной и эмоциональной сфер. Первые признаки проявляются в возрасте до трех лет. На первый план выходит недостаточность социального взаимодействия. В МКБ-10 детский аутизм имеет код F84.0.

Распространенность детского аутизма колеблется в разных странах от 3 до 15 случаев на 10 тысяч детей. Такой разброс объясняется в большей степени особенностями диагностического процесса. Так, в США показатели наиболее высоки, потому что принятые в этой стране критерии заболевания включают большое количество симптомов, а также достаточно специалистов, способных провести обследования детей. Аналогичная ситуация в Южной Корее, Норвегии, Швеции, Финляндии. В странах с низким уровнем общественно-экономического развития официальная частота аутизма крайне низка. Усредненный показатель, предложенный ВОЗ, – 1 случай на 160 детей. Диагноз в 3-4 раза чаще подтверждается у мальчиков, чем у девочек.

Происхождение детского аутизма до сих пор не до конца выяснено. Предполагается, что основой являются мутации генов, которые возникают случайно, а не передаются по наследству. На бионеврологическом уровне это проявляется изменениями в формировании и развитии функций головного мозга. Его размеры у детей с аутизмом на 5% больше, чем должны быть в норме. После 12 лет разница составляет всего 1-2%, а до 3-4 лет – 10-13%. Таким образом, чем интенсивнее темпы роста головного мозга, тем быстрее нарастают, ярче проявляются симптомы детского аутизма.

Истинные причины развития заболевания неизвестны, но выделены факторы, которые напрямую коррелируют с его частотой, то есть увеличивают вероятность рождения ребенка с аутизмом:

  • возраст родителей (особенно отца) более 35 лет на момент зачатия;
  • седьмой и более ребенок в семье;
  • инфекционные, опухолевые заболевания женщины во время беременности;
  • избыточный вес тела у женщины во время беременности;
  • детский церебральный паралич у ребенка.

Симптомы

Симптомы
Фото: vk.com

Детский аутизм проявляется по-разному в зависимости от тяжести заболевания, его специфики и возраста ребенка. Несмотря на это у всех детей обнаруживаются четыре общих направления нарушенного развития:

  1. искаженность, скудность или полное отсутствие социального взаимодействия;
  2. взаимодействия с окружающими происходят в форме жестов, диалог возникает редко;
  3. наблюдаются множественные речевые и двигательные стереотипии (повторяющиеся, однообразные движения и звуки, слоги, слова);
  4. симптомы проявляются рано, до 3 лет.

Первые признаки аутизма можно заметить уже с 3 месяцев. До 2 лет происходит их нарастание, именно в этот период обращают на себя внимание:

  • слабая привязанность к маме или взрослому, который ее заменяет;
  • отсутствие комплекса оживления, включающего гуление, улыбку, повышение двигательной активности при приближении родителя;
  • избегание визуального контакта вплоть до полной неспособности устанавливать его;
  • избегание телесного контакта (ребенок не протягивает руки ко взрослому, не любит объятья, не сидит на коленях родителя, отказывается от груди матери в младенчестве);
  • нежелание принимать участие в играх с другими детьми и со взрослыми, при попытках вовлечь ребенка в совместное дело – нарастание замкнутости или активные протесты вплоть до истерик;
  • способность подолгу играть и совершать другие виды деятельности в одиночестве, не привлекая других людей;
  • при воздействии света, звука или телесного прикосновения возникают реакции повышенной чувствительности, то есть ребенок пугается, кричит, закатывает истерику;
  • ригидность перцептивной сферы проявляется желанием много раз повторять знакомые воздействия на сенсорные системы: ребенок требует подолгу качать его на качелях, одевать его в привычный комплект одежды, кормить одной и той же пищей и т. д.;
  • задержка речевого развития проявляется отсутствием гуления, поздним началом произнесения первых слов (иногда развивается только слоговая речь или способность произносить отдельные звуки, например, «мычание»);
  • речевые стереотипии, эхолалии – бессмысленный повтор одних и тех же слов, коротких фраз из речи взрослых, из мультфильмов и других источников;
  • аппетит очень избирательный, сон беспокойный;
  • отсутствие реакций на обращения других людей: ребенок не выполняет просьбы, не старается помочь другому;
  • игра остается на уровне манипуляций с предметами, не соответствующих их функциям (например, ребенок стучит расческой по столу, не пробуя причесать себя или куклу);
  • более спокойное поведение в знакомой обстановке, бурное выражение негативных эмоций при посещении новых мест.

После 2 лет симптомы искаженного развития становятся более заметными, очевиднее становится социальная дезадаптация ребенка, нарушения в эмоциональной и поведенческой сферах. До 11 лет добавляются следующие симптомы:

  • речь нарушена, в ее структуре присутствуют своеобразные феномены, такие как эхолалии, бессмысленное повторение заученных фраз или отрывков текста, говорение о себе в третьем лице без местоимения «я» («Саша хочет кушать»);
  • ребенок никогда не заговаривает первым, не инициирует диалог;
  • искажено восприятие опасных ситуаций, ребенок не боится высоты, огня, агрессии окружающих, но реагирует испугом на объективно безопасные предметы и ситуации, например, на умывание;
  • в поведении сохраняются стереотипии и появляются более сложные комплексы – ритуалы (пример: расстановка предметов в определенном порядке перед выходом из комнаты);
  • эмоциональная неустойчивость, включающая приступы страха и агрессии, истерики, смех без причины;
  • искаженное развитие интеллектуальной сферы, например, хорошая наблюдательность и память на числа сочетается с неспособностью писать и читать.

У подростков с аутизмом наблюдается обострение эмоциональных и поведенческих симптомов, что, вероятно, связано с изменениями гормонального фона. При этом коммуникативные навыки и интеллектуальное развитие становятся более компенсированными, при условии психолого-педагогической и медицинской коррекции.

Диагностика

Диагностика
Фото: mamsila.ru

Обследование детей с подозрением на аутизм проводят психиатр и медицинский психолог. Диагноз устанавливается клинически, то есть по результатам опроса родителей, общения с ребенком и наблюдения за его поведением. Как правило, исследование на детский аутизм выполняется в возрасте 2-4 лет. В МКБ-10 выделены следующие критерии детского аутизма:

1. Качественное нарушение межличностного взаимодействия, которые проявляются как минимум одним из признаков:

  • неумение адекватно использовать визуальный контакт, мимику и жесты для поддержания коммуникации;
  • неумение устанавливать взаимодействие с другими детьми;
  • отсутствие потребности в общении, в причастности к социальной группе, неспособность изменять свое поведение адекватно ситуации социального взаимодействия;
  • отсутствие схожих интересов с другими людьми и стремлений к достижениям в общественных сферах.

2. Качественное нарушение в речевой сфере и в общении, которое проявляется минимум одним из нижеперечисленных симптомов:

  • спонтанная речь недоразвита либо полностью отсутствует, ребенок не делает попыток компенсировать это жестами и мимикой;
  • вне зависимости от уровня развития речи, ребенок не умеет инициировать и поддерживать диалог;
  • в речи множество стереотипий, эхолалий, бездумных повторений слов и фраз;
  • отсутствуют спонтанные ролевые и подражательные игры.

3. Поведение характеризуется ограниченностью действий, повторениями и стереотипиями, снижением интересов и активности. Наблюдается как минимум один из нижеперечисленных симптомов:

  • ребенок поглощен ограниченными, стереотипными интересами;
  • наблюдается навязчивая потребность в специфических, нефункциональных поступках и ритуалах;
  • присутствуют стереотипные, повторяющиеся жесты и выражения лица;
  • ребенок проявляет чрезмерную заинтересованность нефункциональными элементами игрушек и частями предметов (запах, осязаемость, шум от ударов о стол и т. п.).

Лечение

Лечение
Фото: psy-files.ru

Система помощи детям с аутизмом имеет комплексный характер и реализуется множеством специалистов: детскими психиатрами, психологами, неврологами, логопедами, специальными педагогами, воспитателями. Таким образом, речь идет не только о лечении заболевания, но и о коррекции имеющихся дефицитов, социальной адаптации детей. Выделяется несколько направлений работы:

  1. Медикаментозная терапия. Лекарства необходимы для снижения возбудимости, купирования приступов агрессии. Они назначаются как симптоматические средства, то есть ситуативно, а не на постоянной основе.
  2. Психотерапия. Проводится работа со страхами, неуверенностью в себе, неадекватным выражением эмоций. Используются методы игротерапии, коммуникативные тренинги, клубы для общения подростков с диагнозом детского аутизма. Психотерапевтическое воздействие позволяет уменьшить эмоциональное напряжение, научиться взаимодействовать со сверстниками, усвоить социальные нормы и скорректировать поведение в соответствии с ними.
  3. Психологическая коррекция. Психолог занимается устранением дефицита когнитивных функций, а также уменьшением страхов, агрессивности. Для развития коммуникативной сферы и коррекции поведения нередко применяется ABA-терапия. Дополнительно проводится просветительская работа с родителями: информирование об особенностях детского аутизма и способах повышения уровня адаптации ребенка к жизни в обществе.
  4. Занятия с логопедом. Методика развития речи определяется индивидуально, в зависимости от степени нарушения. Специалист корректирует произношение, помогает освоить слова, выстраивать предложения, поддерживать диалог.
  5. Адаптация. Усилия педагогов и воспитателей направлены на формирование навыков самообслуживания, освоение хозяйственно-бытовой деятельности, профессиональных действий. Цель данных мероприятий – подготовить пациента к максимально возможной самостоятельной жизни.

Прогноз

Благоприятный прогноз детского аутизма в большей степени определяется своевременностью и регулярностью психокоррекционной и психотерапевтической работы с детьми. Фармакологическое лечение способно лишь устранить некоторые эмоционально-поведенческие симптомы. При комплексной помощи дети с аутизмом осваивают бытовые навыки и навыки самообслуживания, используют речь или заменяющие ее инструменты для выстраивания эффективной коммуникации. Большинство из них оказывается способными к самостоятельной жизни во взрослом возрасте.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Источники


  1. Е. Е. Лебедь-Великанова Особенности коммуникации детей с ранним детским аутизмом // Здоровье для всех. 2017. №2.
  2. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение // Омский психиатрический журнал. 2019. №2 (20).
  3. Маллаев Д. М. Синдром раннего детского аутизма: медико-психологические и социально-педагогические аспекты // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2007. №1.
  4. Асланова С. Р. Кызы, Гусейнова Н. Т. Кызы Диагностические критерии раннего детского аутизма: основные подходы // Ярославский педагогический вестник. 2016. №2.
  5. А. А. Пухова, М. М. Киселева Алгоритм помощи семье, воспитывающей ребенка с аутизмом (обзор литературы) // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4 (51).

Ваши комментарии о симптомах и лечении

Чтобы оставить свой комментарий о симптомах или лечении, необходимо Войти
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter