Запись к врачу
Московская область
Ваш регион Московская область?
Войти

Дискалькулия

Опубликовано: 18 марта 2021Время на прочтение: 7 минутКомментарии
Дискалькулия – лечение, симптомы, причины болезни, первые признаки

Автор материала

Хирург, Врач травматолог-ортопед
Стаж: 27 лет
Образование: Кемеровский государственный медицинский институт (государственная медицинская академия), специальность «Лечебное дело». Интернатура по специальности "Общая хирургия", ординатура по специальности "Травматология и ортопедия". Навыки: диагностика и лечение переломов костей скелета, травматических повреждений суставов, сухожилий, мышц, связок, сосудов и нервов, ортопедической патологии. Имеет опыт планового ведения стационарных больных, оказания неотложной амбулаторной и стационарной помощи в объеме операций и закрытых манипуляций, в том числе – пациентам с сочетанной и комплексной травмой.

Описание

Дискалькулия – нарушение способности к изучению арифметики при нормальном интеллекте. По МКБ-10 имеет код F81.2. Проявляется неспособностью к распознаванию цифровых символов, затруднениями при сложении, вычитании, умножении и делении. Сочетается с запоздалым появлением способности оценивать размеры объектов и распознавать геометрические фигуры. Сопровождается отставанием от школьной программы.

Дискалькулию необходимо отличать от акалькулии – вторичной потери способности к работе с цифрами у детей и взрослых людей после тяжелой ЧМТ, опухоли или кровоизлияния в мозг. Дискалькулия обнаруживается в детском возрасте в период обучения ребенка счету, относится к категории нарушений развития учебных навыков. В различной степени выявляется у 6% детей, одинаково часто встречается у пациентов обоих полов. Нередко сочетается с дефицитом внимания, дислексией.

Причины развития

Нарушение счета вызывается генетическими, психологическими или органическими причинами. На практике у большинства детей выявляется сочетание нескольких факторов.

  • Наследственная отягощенность. Дети часто имеют родителя или близкого родственника, который также страдает дискалькулией. Генетическая основа нарушения пока не установлена.
  • Негативный опыт обучения. Затруднения счета возникают под влиянием чрезмерных или не соответствующих возрасту требований, слишком строгого наказания за ошибки, сложностей в отношениях между ребенком и родителем или учителем.
  • Общие психологические факторы. Дискалькулия чаще развивается у детей из неблагополучных семей, формируется на фоне семейного физического или эмоционального насилия, гиперопеки, непоследовательного или жестко-авторитарного воспитания.
  • Органические поражения мозга. Причиной нарушения функции мозговых структур при дискалькулии органического генеза являются внутриутробные инфекции, интоксикации матери во время вынашивания ребенка, осложнения в период гестации и родов.

Патогенез

На начальной стадии обучения важную роль в развитии органической дискалькулии играет дисфункция внутрименной борозды теменной доли. В последующем препятствиями для обучения счету становятся поражения задней ассоциативной коры, лобных долей и подкорковых отделов, а также ухудшение межполушарных взаимодействий. Психогенные трудности в обучении возникают при психологической запущенности, страхе перед наказанием, неуверенности в себе.

Классификация

С учетом преобладания того или иного типа нарушений различают 6 видов дискалькулии:

  • Лексическая. Ребенок хорошо усваивает арифметические понятия на слух, но испытывает затруднения при работе с цифрами, уравнениями и примерами, когда видит их на бумаге.
  • Вербальная. Пациент нормально решает письменные задания, но затрудняется при попытке назвать математические категории или распознать их на слух.
  • Графическая. Ученик успешно использует математические символы в устной речи, но теряется при необходимости их написать.
  • Практогностическая. Ребенок испытывает трудности при попытке перевести конкретные примеры на уровень абстракций или абстракции на уровень конкретных примеров.
  • Идеогностическая. Пациент не может проводить математические расчеты в уме. Для решения ему нужна фактическая основа: использование предметов, рисование или записывание данных на бумаге.
  • Операциональная. Страдает символизация. Ученик успешно понимает числа, распознает «больше – меньше», но плохо запоминает цифры и специальные знаки.

На практике чистые типы дискалькулии практически не встречаются, преобладают смешанные формы.

Симптомы

Симптомы
Фото: mel.fm

Проявления дискалькулии определяются типом расстройства и возрастом ребенка. Первые признаки обнаруживаются в дошкольном возрасте, когда малыш начинает постигать простейшие арифметические понятия. Клиническая картина наиболее ярко разворачивается в начальных классах, поскольку в этот период детям приходится интенсивно осваивать счетные навыки. При отсутствии коррекционных мероприятий нарушения сохраняются в старшей и средней школе, а затем наблюдаются в течение всей жизни. 

Дошкольный возраст

Дети плохо понимают, что представляет собой число, не могут посчитать в пределах десятка. С трудом сравнивают размеры предметов, например, затрудняются при выборе шара меньшего размера. Не способны сосчитать предметы одного вида в числе разнородных объектов, например, яблоки в корзинке с яблоками и апельсинами.

При попытке научить распознавать записанные числа ребенок не может создать связь между изображением и словесным звучанием. У пациентов с дисграфической дискалькулией возникает много ошибок при записывании цифр, особенно – внешне напоминающих друг друга. Дети путают символы, при написании переворачивают их «вниз головой» или в зеркальном отражении.

Вербальная дискалькулия проявляется ошибками при узнавании похожих по звучанию цифр. Невозможность планировать и контролировать действия с числами характеризуется неспособностью следовать инструкции, начать считать с определенной цифры или закончить счет в определенный момент.

Младший школьный возраст

Дети не могут запомнить знаки «плюс» и «минус», «больше» и «меньше». Не понимают, как записать фразы, используемые для сравнения чисел (например, «меньше, чем»). Для подсчетов применяют практические пособия: палочки, пальцы, карандаши.

Не могут выучить таблицу умножения, порядок действий при последовательном проведении математических операций. Некоторые ученики читают примеры в обратном направлении, например, в задаче «10-2=» от двух отнимают десять. Теряются при изменении внешнего вида задачи (перестают понимать, что этот тот же пример, когда числа записывают не в строчку, а в столбик).

Средний и старший школьный возраст

Ученики плохо осваивают точные науки. Не понимают, в чем заключается суть задачи, не могут проанализировать условия, забывают информацию, даже когда текст задачи продолжает находиться перед глазами. Детям трудно различать важную и второстепенную информацию, если эта информация связана с цифрами и расчетами.

Таблицы и графики не облегчают, а еще больше затрудняют анализ цифровых данных. В обычной жизни пациенты затрудняются при определении даты, плохо рассчитывают время и ориентируются в незнакомых местах, не могут использовать карты, тяжело воспринимают информацию о графике движения автобусов и поездов на соответствующих табло. 

Диагностика

Диагностика
Фото: emmaclinic.ru

Диагноз дискалькулии выставляется нейропсихологом или психиатром на основании нейропсихологического обследования и опроса ребенка для установления уровня математических представлений. При изучении анамнеза специалист выявляет возможные провоцирующие факторы: органические неврологические и психические нарушения у ребенка, дискалькулию у близких родственников, неблагоприятную учебную или семейную обстановку.

Для исключения других причин трудностей в обучении оценивают уровень интеллекта, память, внимание, эмоционально-волевые качества, развитие речи. Дискалькулию дифференцируют с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, другими состояниями.

Лечение

Лечение
Фото: onnispb.ru

Лечение дискалькулии производится в ходе психокоррекционной работы. В программу занятий включают упражнения, которые стимулируют активацию старых и образование новых нейронных связей в зонах мозга, отвечающих за счет, восприятие и различение математических символов, оценку соотношений между объектами. В работе делают акцент на развитии следующих навыков:

  • Пространственные функции. Детей учат ориентироваться в пространстве, распознавать понятия, связанные с размером и направлением, определять, где находится левая и правая сторона. В ходе упражнений пациенты устанавливают соотношения между реальными предметами и изображениями предметов, усваивают расположение и направление движения объектов.
  • Речь. На начальном этапе детей обучают основным математическим терминам и понятиям, связанным с арифметическими действиями. Затем переходят к упражнениям по классификации объектов, изучению счета, свободному употреблению чисел в разговоре.
  • Основы арифметики. Ученики осваивают основные математические операции, учатся их воспроизводить в различных модальностях: в устной речи, в процессе письма, при использовании предметов. Специалист помогает им освоить все стадии решения, от понимания смысла задачи до выбора логики подсчетов и ее практической реализации. Изучается разделение целого на части и его обратная сборка из элементов. Закрепляется навык написания чисел и других математических символов.

Лекарства


Лекарственная терапия не является обязательной частью коррекции дискалькулии. При органическом генезе нарушения ребенку дополнительно могут назначаться препараты из группы ноотропов, витамины группы В. При психоэмоциональных расстройствах в отдельных случаях показан прием мягких успокоительных средств.

Народные средства


Народных методов лечения дискалькулии не существует. Возможна самостоятельная домашняя работа с детьми младшего возраста, помогающая предотвратить развитие легких форм или смягчить течение более выраженных нарушений. Для профилактики различных видов дискалькулии используют следующие методы:

  • Практогностическая. Решение простых задач с проговариванием арифметических действий и одновременным применением наглядных пособий: палочек, карандашей, пальцев.
  • Графическая. Тренировка мелкой моторики.
  • Вербальная. Запоминание названий чисел и арифметических действий, повторение материала в процессе разговора.
  • Дислексическая. Изучение размеров и форм, игры по узнаванию цифр и математических знаков.
  • Операциональная. Запоминание и воспроизведение счета, использование математических терминов во время беседы.
Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Источники


  1. Дискалькулия детского возраста как системная проблема обучения/ Ермолова Т.В., Пономарева В.В., Флорова Н.Б.// Современная зарубежная психология – 2016 – Т.5, №3.
  2. Акалькулия и дискалькулия у младших школьников: профилактика и коррекция/ Салогуб Е.В. – 2015.
  3. Логопедия/ под ред. Солнечной Н.Г. – 2000.
  4. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью/ Баряева Л. – 2013.

Ваши комментарии о симптомах и лечении

Чтобы оставить свой комментарий о симптомах или лечении, необходимо Войти
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter