Запись к врачу
Московская область
Ваш регион Московская область?
Войти

Дислексия

Опубликовано: 20 июля 2021Время на прочтение: 7 минутКомментарии
Дислексия – лечение, симптомы, причины болезни, первые признаки

Автор материала

Клинический психолог, Патопсихолог
Стаж: 7 лет
Образование: 2009 г. – Сибирский федеральный университет, специальность «Психология» 2012 г. – Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, специализация по клинической психологии. Професиональные навыки: Специализируется на дифференциальной диагностике психических расстройств, коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Владеет навыками проведения психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции. О себе: В своей работе придерживаюсь принципов открытого диалога и разделения ответственности. Считаю, что достижение положительного результата в диагностике, консультировании или терапии возможно только при сотрудничестве врача и пациента.

Описание

Дислексия – расстройство специфического навыка, которое проявляется стойкими повторяющимися ошибками чтения и обусловлено недостаточной сформированностью высших психических функций. Больным требуется психокоррекционная помощь.  В МКБ-10 дислексия отнесена к двум группам: «Специфическое расстройство чтения» с кодом F81.0 (дислексия развития), «Дислексия и алексия» с кодом R48 (дислексия БДУ).

При дислексии наблюдается несоответствие фактического и ожидаемого уровней развития навыков чтения с учетом хронологического возраста и показателя интеллекта. Ошибки в чтении не связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, нарушениями слуха или зрения, перенесенными черепно-мозговыми травмами, неврологическими или психическими заболеваниями.

Точная распространенность дислексии неизвестна, но по официальным данным 15% школьников ежегодно направляются на специальные занятия для преодоления трудностей, связанных с освоением чтения. Расстройство чаще определяется у мальчиков, чем у девочек. Пик выявления дислексии – 8-9 лет. Как вариант дислексии рассматривается неспособность ребенка запомнить правила печатного языка: сложности в анализе частей слова и последовательности букв.

Причиной дислексии считаются нарушения слухового восприятия. Детям сложно обработать фонетическую составляющую слов, поэтому они испытывают трудности при анализе, различении, объединении и запоминании звуков. В результате сниженной оказывается слуховая память, понимание письменной речи.

Дислексия является наследственным расстройством, поэтому дети, родители которых имели трудности в обучении и освоении чтения, отнесены в группу риска. У людей с данным нарушением в головном мозге выявлены специфические дисфункции коры, обусловленные врожденными аномалиями нервной системы. Ключевую роль играют поражения, влияющие на интеграцию нескольких функций головного мозга. Большая часть исследователей утверждает, что дислексия обусловлена изменениями в работе левого полушария мозга и с нарушениями в зонах, отвечающих за понимание и воспроизведение речи.

Симптомы

Симптомы
Фото: proaist.ru

Основной признак дислексии – неспособность читать без ошибок. Также у детей нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, имеются неточности в употреблении слов. Часто речь неправильна грамматически, в ней нет сложных фраз. Может быть нарушена связность предложений и слов.

Выделено несколько форм дислексии:

  • Фонематическая. Проявляется при чтении как замена близких по звучанию букв, трудности в изучении (запоминании) букв, обозначающих схожие звуки. Например, часто дети путают Б и П, С и Ш, Ж и Ш, Ч и Щ. При другом варианте фонематической дислексии невозможным становится побуквенное чтение, искажается звукослоговая структура слов. Ребенок пропускает согласные звуки, вставляет гласные между двумя согласными, перестанавливает звуки (яблоко – яболоко, арбуз – рабуз).
  • Аграмматическая. Во время чтения заметны ошибки воспроизведения окончаний, префиксов, суффиксов, изменения склонений. Чтобы понять прочитанное, ребенок пытается угадать смысл. Нарушены представления о связи слов в предложении.
  • Семантическая. Затруднено понимание текста при технически правильном чтении. Ребенок воспринимает предложение как набор изолированных слов и не улавливает связь между ними. Он либо совсем не понимает, о чем прочитал, либо понимает ошибочно.
  • Оптическая.  Графически похожие буквы заменяются и смешиваются при чтении. Это могут быть буквы В и З, Д и Л, Г и Т, Х и К, Н и П, Н и И. Иногда возникает зеркальное прочтение слогов и слов.
  • Мнестическая. Наблюдаются сложности в усвоении букв, в установлении ассоциаций между буквами и их звучанием. Ребенку тяжело запомнить, какому звуку соответствует буква, поэтому он заменяет их.

К общим признакам дислексии относятся: сниженная память, трудности концентрации внимания, неуклюжесть в захвате ручки. Ребенок отказывается читать вслух, не любит писать диктанты и сочинения, с трудом запоминает алфавит, ошибается в определении «право-лево», «вверх-вниз». В младших классах вырабатывается негативное отношение к урокам, на которых нужно много читать и писать. Постепенно развивается школьная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика
Фото: kanal-o.ru

Выявление дислексии происходит в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Чаще всего расстройство обнаруживается у детей подготовительных групп детского сада и у первоклассников. Диагностикой занимаются специалисты нескольких направлений: педагоги-психологи, логопеды, педиатры, нейропсихологи, неврологи. Как правило, проблему обнаруживает педагог, которые направляет ребенка к психологу и/или логопеду. Также необходимо обследование у педиатра, невролога и детского психиатра, чтобы исключить или подтвердить наличие сопутствующих заболеваний, оценить общий уровень развития.

Первым диагностическим признаком дислексии является неспособность освоить навык чтения в первом классе при использовании традиционного подхода к обучению. При этом устная речь и интеллект развиты достаточно. Стандартная схема диагностики дислексии состоит из следующих процедур:

  • Сбор анамнеза. Педиатр расспрашивает об особенностях протекания беременности, раннем периоде развития, наличии дислексии у ближайших родственников, неврологических и иных заболеваниях. При необходимости он направляет ребенка к узким специалистам – к неврологу и психиатру. Дополнительная диагностика позволяет исключить, например, нарушения слуха и зрения как причину трудностей в чтении.
  • Оценка чтения и речи. Логопед оценивает сформированность навыков чтения, выявляет ошибки, типичные для той или иной формы дислексии. Он выполняет диагностику письма и речи, определяет изменения в работе артикуляционного аппарата, мелкой моторики. Могут быть проведены пробы письма на слух, зачитывания вслух, переписывания текста.
  • Диагностика когнитивных и психологических особенностей. Психолог исследует память, внимание, мышление и интеллект. Он определяет слабые и сильные стороны познавательной сферы ребенка при помощи тестов. При необходимости выполняет анализ эмоций и поведения, так как иногда обучению препятствуют особенности характера ребенка (чрезмерная замкнутость, молчаливость или наоборот неусидчивость, рассеянность).

Лечение

Лечение
Фото: proaist.ru

Детям с дислексией необходима специальная программа по обучению чтению и письму. Традиционные уроки в школе дополняются занятиями с психологом и логопедом. В некоторых школах создаются специальные классы, в которых фонетические методики, техники распознавания слов и их компонентов внедряются в уроки чтения. В целом же лечение дислексии проводится комплексно. Оно включает:

  1. Логопедические занятия. Специалист обучает ребенка читать сразу целые слова и предложения или начинает с освоения простых единиц – звуков и букв, постепенно усложняя задачи. Набор упражнений подбирается индивидуально. Это могут быть задания на формирование грамматических схем, освоение слогового синтеза, расширение словарного запаса, звукобуквенный анализ.
  2. Психокоррекционные занятия. В зависимости от вида дислексии необходима коррекция определенной психической функции, нарушение которой лежит в основе трудностей чтения. Например, мнестическая дислексия требует стимуляции развития слухоречевой и речезрительной памяти, оптическая дислексия – зрительно-пространственного восприятия. Психокоррекционные занятия состоят из нескольких упражнений, которые ребенок выполняет несколько раз в неделю.
  3. Лекарственную терапию. Применяются препараты группы ноотропов. Их действие направлено на патогенетическую основу дислексии, а именно на преодоление нарушений высших психических функций. Нооторпные средства стимулируют обменные процессы в головном мозге, улучшают усвоение кислорода, повышают устойчивость клеток и тканей к воздействию негативных факторов.

Большую роль в успешности лечения дислексии играет отношение членов семьи к заболеванию. Родители должны быть в полной мере информированы о причинах расстройства, особенностях его проявлений, способах лечения и прогнозе. Ребенку необходима психологическая поддержка, а также помощь в организации условий для регулярного выполнения домашних заданий от логопеда и психолога. Родителям стоит воздержаться от критики и упреков, так как это сформирует страх перед освоением чтения и нежелание учиться.

Прогноз

Дислексия может быть проблемой, сохраняющейся на протяжении всей жизни. Однако при регулярных занятиях со специалистами детям удается в полной мере освоить навык чтения, и трудности возникают лишь при знакомстве с новыми словами, изучении иностранного языка. Стоит отметить, что прогноз во многом зависит от своевременности диагностики и интенсивности коррекционных мероприятий. Наибольшего прогресса достигают дети, которым диагноз был установлен в возрасте 7-8 лет, а логопедические и психокоррекционные мероприятия проводились несколько раз в неделю на протяжении 2-4 лет.

При поздней диагностике дислексии, когда пластичность нервной системы уже снижена и закончен так называемый сенситивный период освоения речи, эффективность лечения не столь высока. В таких случаях уровень грамотности остается сниженным на протяжении всей жизни.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Источники


  1. Witruk Evelin Диагностика и лечение дислексии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №2.
  2. Мошкова Ольга Михайловна Критерий раннего выявления дислексии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №3.
  3. Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. 2008. №1.
  4. Нагапетян Рузанна Сократовна Дислексии у детей младшего школьного возраста // Преподаватель ХХI век. 2012. №1.
  5. Китаева Наталья Николаевна, Николаева Ирина Александровна Современный подход к коррекции дислексии у учащихся общеобразовательных школ // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1.

Ваши комментарии о симптомах и лечении

Чтобы оставить свой комментарий о симптомах или лечении, необходимо Войти
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter