Московская область
+
Добавить компанию
Войти

Сказкотерапия с примерами: польза для мам и малышей

Дети
Россияг. Москваул. Коминтерна д. 20/2, пом. 1, ком.1,129327
+7 (495) 668-10-55
09:00, 8 янв 2019
, Yellmed
Родители всегда хорошо знакомы со словом «терапия», но, к сожалению, не всегда в хорошем смысле. Терапевт – врач, которого вызывают, когда болеют, а болеть никто не любит. Зато все любят сказки, но не все знают, что сказка и терапия могут отлично подружиться, и тогда мы с вами говорим о «сказкотерапии». Если вы еще не слышали о таком понятии, то Yellmed расскажет, кому, от чего и как можно «лечиться» при помощи сказок.

Ребенок нуждается в помощи и воспитании? Заунывные разговоры, угрозы и угол лучше заменить понятным и любимым для ребенка действием – рассказыванием интересной истории.

Сказкотерапия – реальная помощь или миф?

Сказкотерапия – это и воспитание, и лечение, и коррекция поведения малыша при помощи сказок, былин, потешек, стихотворений. Метод, издавна знакомый нашим предкам, но позабытый нами из-за глобальной компьютеризации. Формирование малыша и сказка – неразделимы, и если умело использовать сказки, то можно минимизировать такие воспитательные моменты как крик, запугивание, наказание и задаривание подарками «лишь бы слушался».

Сегодня каждый взрослый знает, что все наши страхи, неуверенность в себе, закомплексованность и патологические фобии своими корнями прямо уходят в детство. Иногда мы этого не осознаем, иногда отчетливо ощущаем. Быть родителем – значит не просто любить, кормить и одевать, но и подбадривать, исправлять поведенческие «не нормы», корректировать негативные проявления характера, быть мотиватором для ребенка, воспитывать его для дальнейшей взрослой жизни в обществе.

Фото: miraman.ru

Где используют сказкотерапию?

Сказка как инструмент психотерапевтического воздействия давно и успешно применяется и в детских садах, школах, центрах раннего развития.

С научной точки зрения сказкотерапия является одним из методов воздействия на малыша, помогающим исцелить его страхи, улучшить его поведение, развить творческий потенциал и даже расширить границы осознанности.

Сказкотерапия может носить различный характер: диагностировать, воздействовать или развивать. Для этого подойдут и народные, и авторские, и специально созданные психологами для работы сказки. Сказки могут быть и психотерапевтические, и медидативные, и художественные. Сказка не обязательно должна быть длинной, но герои сказки – вымышленные или придуманные родителями – должны быть близки и понятны малышу именно в том возрасте, в котором эта сказка до него доносится.

Сказкотерапия хороша тем, что ее можно освоить дома и самому использовать для воспитания ребенка. Всегда четко понимайте, что вы хотите скорректировать при помощи того или иного рассказа или сказки.

  • Можно помочь малышу перестать бояться: воды, темной комнаты, мытья головы, уколов врача, собаки, громких звуков.
  • Разъяснить крохе, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Разобраться с некоторыми причинами его плохого поведения.
  • В игровой форме дать понять, что нельзя биться, кусаться, обманывать, плеваться едой или дергать девочку за косички.
  • Помочь «прожить» или пережить момент болезни, смерти близких людей, отъезд друзей, потерю домашнего питомца, смену школы.
  • Подтолкнуть ребенка к принятию своих собственных первых решений, объяснить, что такое ответственность.

Фото: babyblog.ru

Как адаптировать сказкотерапию для своего малыша?

Самый простой способ – это использовать уже готовую и всем хорошо известную сказку, которая подходит под ваш конкретный случай. К примеру, использовать сказку «Колобок», чтобы объяснить малышу, почему нельзя игнорировать запреты родителей. Что с детьми, которые не слушаются и из дому убегают, может приключиться беда. Сказка «Репка» способна наглядно продемонстрировать маленькому единоличнику, что только сообща мы можем одолеть некоторые трудности и проблемы. Сказка «Три поросенка» научит подходить к любому делу или поручению ответственно, а не спустя рукава, помогать тем, кто в беде, даже если они сами в этом виноваты.

Второй вариант – сочинить самому или совместно с крохой сказку про героя, очень похожего на вашего ребенка. Он должне попадать в те же ситуации, демонстрировать те же недостатки или достоинства, совершать проступки или принимать решения, аналогичные тем, что принимал и совершал ваш малыш.

К примеру, история про малыша Петечку, который разбрасывал игрушки, не хотел мыться и показывал всем язык, а на Новый год не нашел под елкой подарок от Деда Мороза. Он исправился, стал послушным, чистоплотным и аккуратным, что помогло ему в следующем году получить заветный велосипед и одобрение всех членов семьи. 

Отличным способом раскрытия творческого потенциала и совместного времяпровождения станет тандем родителя и малыша: вы можете сочинять сказку вместе, по ходу действия корректируя поведение героя и анализируя, к чему это привело.

«Мальчик Хмур постоянно хмурился и не хотел общаться с ребятами во дворе. Однажды он потерял свою машинку, и ему пришлось спросить у детей в песочнице, не видели ли они ее. Он очень не хотел спрашивать, но пересилил себя и заговорил с ребятами первый. А если бы он не спросил, нашел бы он свою игрушку?».

Фото: miraman.ru

Сказка и выводы

После сказки важно невзначай обсудить с малышом, что он осознал, как ему понравился герой, что бы он исправил на его месте в своем поведении. Кукольный театр можно разыгрывать, используя вырезанные фигурки-напальчники, игрушки малыша, кукол-перчаток. Особо предприимчивые устраивают дома «театр», делая декорации и разыгрывая сюжеты написанных ими или просто поучительных актуальных сказок.

Сказкотерапия удобна тем, что использовать ее можно в любое время и в любом месте. К примеру, ваш малыш стал плохо вести себя в песочнице, забирая игрушки у младших детей, разбрасывая песок и ломая чужие песочные фигурки. Не кричите на него, а спокойно отведите в сторону, усадите на колени и расскажите ему сказку про малыша, с которым никто не дружил, потому что он всех обижал. А после спросите: «Этот малыш тебе не знаком?», «Хороши ли поступает мальчик, забирая игрушки у малышей?».

Ребенок жадничает, требует слишком многого? Поможет «Сказка о рыбаке и рыбке», которая покажет, к чему приводит желание получить все и сразу. Главное – не давить на ребенка, проводя слишком очевидные параллели. Луше потратить чуть больше времени, но плавно подвести малыша к осознанию сути проблемы самому.

Дома старайтесь проводить сказкотерапию в вечернее время, перед сном. Если в течение дня было какое-то травмирующее событие, дайте малышу успокоиться и восстановиться, не занимайте его сказкой сразу.

Сочетайте сказкотерапию с игротерапией и музыкотерапией. Задействуйте сразу несколько видов активности, чтобы помочь ребенку проиграть ситуацию, осознать важные моменты в легкой игровой форме.

Психотерапевтическими могут быть и притчи, и мифы, и былины. То есть в любом возрасте к ребенку можно подобрать ключик, рассказав ему историю с поучительным сюжетом.  А еще лучше, если родители будут не просто рассказывать сказки, но и записывать придуманные ими истории, и сохранят их для внуков и правнуков.

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter