Расходы граждан России в магазинах увеличиваются медленнее — с начала года темпы снизились с 13–14% до 6% к концу июля, согласно анализу Совкомбанка. При этом, по данным Банка России, в сентябре 56% россиян стали предпочитать сберегать свои средства — такой уровень был зафиксирован в последний раз весной 2023 года
Снижение покупательской активности отразилось на торговле. За восемь месяцев 2025 года объемы розничной торговли увеличились всего на 2,2%, что значительно ниже роста прошлого года. Глава АКОРТ Станислав Богданов отметил, что особенно пострадал сегмент непродовольственных товаров — всего +2% по сравнению с 12% в 2024 году. В категории продуктов также наблюдается замедление динамики — до 2% вместо прежних 6–8%
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объяснил это не только инфляционными процессами, но и изменениями в сфере труда. Увеличилось количество людей с неполной занятостью, а премии стали выплачиваться реже, что приводит к снижению импульсных расходов
На фоне общего снижения хорошо себя чувствуют хард-дискаунтеры. Например, X5 Group за январь–сентябрь продемонстрировала рост выручки на 20% — до 3,4 трлн рублей. Лидером стал «Чижик», который почти удвоил свои обороты — до 297 млрд рублей. Для сравнения: «Пятёрочка» увеличила выручку на 17,1%, а «Перекрёсток» — на 9,1%
«Магнит» за полгода увеличил свою выручку на 14,7%, достигнув 1,6 трлн рублей, а «Дикси» показала наилучший результат с ростом на 15,7%. В O’KEY Group растёт сегмент магазинов «ДА!» (+11%), тогда как гипермаркеты почти не изменились. «Лента» прибавила 24,3%, в первую очередь благодаря магазинам у дома
По оценкам IBC Real Estate, к концу года розничный рынок вырастет на 7,6%, достигнув 64,1 трлн рублей. Основной вклад, по их мнению, внесут региональное расширение сетей, усиление хард-дискаунтеров и увеличение онлайн-продаж
/ Источник







